На днях появилась информация о состоявшейся в Копенгагене осенней сессии Парламентской ассамблеи НАТО, на которой, судя по сообщениям ее руководителя Грануш Акопян, нашим депутатам удалось добиться определенных успехов. Поскольку в азербайджанской прессе не видно победных рапортов делегации этой страны, можно предположить, что наши на сей раз действительно выглядели достойно и в принятом на сессии докладе "Защита меньшинств и интеграция как содействие стабильности на Южном Кавказе" им удалось избежать негативных для Армении и НКР формулировок.
Впору бы, конечно, задать вопрос: а куда именно должны интегрироваться меньшинства, чтобы содействовать стабильности на Южном Кавказе, но оставим эту неувязочку на совести авторов доклада, ибо в отчете о сессии, с которым выступили армянские депутаты, есть другие, куда более любопытные моменты, которые просто невозможно не заметить, но которые, как это ни странно, ускользнули от внимания как прессы, так и политиков.
В первую очередь отметим организацию, на форуме которой был, по сути дела, затронут вопрос Нагорного Карабаха, пусть даже в контексте общего доклада: Парламентская ассамблея НАТО. На моей памяти это уже третья европейская организация, которая в последнее время так или иначе обращается к теме карабахского конфликта, причем, что любопытно, на уровне своей парламентской структуры. Первой на проблему обратила внимание и весьма усиленно занялась ею Парламентская ассамблея Совета Европы, что практически застало нашу страсбургскую делегацию врасплох, в результате чего мы получили на редкость пакостный документ за подписью двух англичан - Дэвиса и Аткинсона. Следом за ПА СЕ Парламентская ассамблея НАТО начала подбираться к карабахскому вопросу, причем совершенно неожиданно ровно год назад прозвучало заявление ее председателя Пьера Лелюша о необходимости решения вопроса путем передачи НК под контроль Армении и проведении там через 5-10 лет референдума.
Как потом оказалось, это предложение главы Парламентской ассамблеи НАТО было неслучайным, ибо сегодня предложение о референдуме чуть ли не наиболее муссирующееся в процессе урегулирования. Дело, однако, не в этом. В течение уходящего года еще одна ПА - на сей раз ОБСЕ, которой, собственно, и принадлежит единственный мандат на поиск мирного урегулирования конфликта, подготовила свой доклад за авторством Г. Ленмаркера, который, в отличие от аткинсоновского, был куда менее одиозным и субъективным.
И вот сейчас - снова ПА НАТО, и снова доклад, правда, не напрямую о Нагорном Карабахе, но с весьма хитроумной формулировкой названия, позволяющей сказать обо всем, обходя острые углы. И если в Совете Европы провал армянской делегации по вопросу НК очевиден всем, кроме некоторых членов самой делегации, то в ОБСЕ и НАТО можно очень осторожно констатировать, что наши депутаты учли уроки Страсбурга и пытаются активно, а главное - грамотно с историко-правовой точки зрения и одновременным использованием политических аргументов противостоять натиску азербайджано-турецкого тандема. Без непосредственного знакомства с текстом доклада трудно судить, в какой степени это удалось именно в Копенгагене, но одно поистине историческое завоевание нельзя не отметить.
Впервые за последние годы называется не 20% "оккупированных" территорий, а 13,4%! И впервые упоминается в этом контексте Нагорный Карабах, что само по себе является существенным моментом, свидетельствующим об определенных тенденциях в процессе урегулирования - в документе такой организации, как Североатлантический альянс, случайных формулировок не бывает.
Безусловно, здесь есть другой аспект: само слово "оккупация", которое, благодаря бездействию наших дипломатов и политиков и неустанным усилиям азербайджанской стороны в течение всех последних лет заняло-таки, к сожалению, достаточно прочную позицию в лексиконе процесса урегулирования и избавиться от него будет весьма непросто. Однако формулировка, примененная в докладе ПА НАТО о меньшинствах, не идет ни в какое сравнение с теми же аткинсоновскими пассажами, а указанный процент территорий можно смело считать революцией в процессе урегулирования. Надо полагать, что 6,6% уже признаны освобожденными со стороны того же Нагорного Карабаха. Будем ждать признания таковыми и оставшихся 13,4%.
Итак, развенчан один из самых устойчивых блефов, усиленно внедряемых азербайджанской стороной, давно ставший притчей во языцех и чуть ли не обетом всех представителей этой страны разного уровня, выезжающих за рубеж, и вызывающий уже откровенные насмешки!
В самом деле, уж насколько процент территорий легко поддается элементарным расчетам, однако и здесь официальный Баку манипулировал числами и процентами, пытаясь опять-таки внедрить в лексикон процесса урегулирования удобную ему цифру вместо реальных чуть более 13% и стремясь при этом утвердить и другой блеф - об "оккупации" их со стороны Армении. Трудно сказать - что подвигло, наконец, европейских посредников и экспертов на подобный подвиг, но на сей раз они удосужились применить элементарные законы логики и математики и точно воспроизвести процент находящихся под контролем НКР территорий. И за это, думается, просто нужно сказать огромное спасибо: еще бы, развенчан один, а точнее, сразу два из главных блефов Баку.
Надо сказать, что в начале уходящего года тоже весьма авторитетным источником - Хельсинкской комиссией США - был довольно неожиданно и в весьма резких тонах нанесен сокрушительный удар по еще одному азербайджанскому блефу - палаточных лагерях беженцев. Представитель американской организации публично заявил, что правительство Азербайджана насильственно удерживает беженцев в этих пресловутых лагерях, не давая им обустроить свою жизнь. Результатом озвученной через неправительственную организацию американской позиции стало последовавшее вскоре заявление президента Алиева о скором демонтаже палаточных лагерей. Перед Баку стоит сложная задача: решить - куда теперь водить международных чиновников, чтобы вышибить из них долларовую слезу по поводу бедственного положения беженцев в стране, стремительно увеличивающей военный бюджет за счет нефтяных доходов.
Остается надеяться, что верный процент и упоминание Нагорного Карабаха в качестве контролирующей территории силы также неслучайно. Кажется, кое-кому из сильных мира сего неожиданно понадобился верный расчет и верное определение. Как знать, вдруг завтра будет, наконец, объявлено и о том, что в Азербайджане отнюдь не "1 млн беженцев", а несколько сотен тысяч внутренне перемещенных лиц. Интересно, какой еще блеф станет тогда обетом верности всех азербайджанцев?
Марина ГРИГОРЯН
http://www.golos.am/2000/december_2005/01/st03.html